воскресенье, 4 марта 2018 г.

Фотограф Жан Лу Сьефф

Имя Сьеффа хорошо знакомо любителям “модной” фотографии. Однако помимо фэшн-съемок, художник известен своими фоторепортажами, портретами, пейзажами и изображением обнаженной натуры. На протяжении многих лет он сотрудничал с самыми известными глянцевыми журналами Европы и Америки. 

Жан Лу Сьефф (Jean loup Sieff /1933-2000) родился в семье поляков в Париже. На свой четырнадцатый день рождения он получил в подарок пластиковую камеру Фотекс (Photax) и начал фотографировать. Сьефф учился в Школе фотографии Вожирар (Vaugirard) в Париже и в Школе Вевей (Vevey) в Швейцарии. Окончив учёбу, он начал работать независимым фоторепортёром. Сьефф бродил по городу, фотографировал влюбленных в уличных кафе и завсегдатаев прокуренных джаз-клубов, затем предлагая свои снимки и заметки журналам и газетам. Его ранние репортажи, проникнутые романтичной атмосферой Парижа 50-х, заметили в журнале ELLE, для которого он начал писать небольшие статьи, а позже делать и первые fashion-съёмки. 
В 1956 году он начал снимать фотографии моды, а в 1958 вступил в агентство Magnum, что позволило ему путешествовать. Поселившись в Нью-Йорке, в течение большей части шестидесятых, он работал для Esquire, Harper’s Bazaar, Vogue и Elle. Сьефф сфотографировал многих знаменитостей, среди которых Джейн Биркин, Ив Сен-Лоран, Рудольф Нуреев и Альфред Хичкок. 
В изысканных и утонченных снимках Сьеффа мода была лишь претекстом для создания сюрреалистичной и элегантной атмосферы, похожей на фильмы Хичкока. Платья и, прежде всего, женское тело превращались в линии и материал, для которых фотограф подбирал эксцентричные и изощренные обрамления. В целом, в работах Сьеффа, имеющих достаточно сложную композицию с графической точки зрения, перед нами предстает таинственная незнакомка, хранящая в себе загадку и интригу. Сходство фотографий Сьеффа с кинозарисовками не случайно. Перед тем, как обратиться к жанру фотографии, Сьефф долгое время мечтал о карьере кинорежиссера. Но, осознав, насколько это стихийный и групповой вид творчества, художник выбрал уединение фотографа. 
В США работа для журналов и рекламных агентств отнимала у фотографа почти всё время, в какой-то момент Жан Лу Сьефф, превыше всего ценивший свободу и независимость, решил вернуться в Париж. «Я знал, как работают многие фотографы — огромная студия, человек четырнадцать помощников и ассистентов, лаборатория, стилисты. И ходить на эту работу нужно было по утрам. А это было не по мне. Я шлялся со своей маленькой «Лейкой» где хотел, у меня была свобода. В общем, я вернулся в Париж. Теперь я свободен в своём выборе: хочу — занимаюсь модой или рекламой, хочу — делаю альбомы или выставки, хочу — путешествую...» — вспоминал Жан Лу Сьефф о своём выборе. 
Жан Лу Сьефф никогда не делил своё творчество на периоды и жанры. Он параллельно работал над репортажами и портретами, делал съёмки для модных журналов и фотографировал обнажённую натуру. Сьефф настаивал, что в фотографии нет тем, есть взгляд фотографа на разные вещи. 
Важным качеством фотографа Жан Лу Сьефф считал умение оставался молодым, азартным и любознательным. Своих друзей и коллег Анри Картье-Брессона и Жака-Анри Лартига, доживших до очень преклонных лет, он называл «молодыми фотографами», подчёркивая, что важен не возраст, а только состояние души. 
Даже когда фотограф находился на пике славы и его работы выставлялись по всему миру, Сьефф отказывался от предложений теоретически обосновать свою технику и в этом смысле он заметно выделялся на фоне других профессионалов своего поколения. Сьефф предпочел выразить свой ироничный взгляд на фотографию и жизнь в целом литературоведческим путем. В своих книгах, включающих иллюстрации, тексты, оригинальные цитаты и заголовки, он оглядывается на свою карьеру фотографа и рассказывает смешные случаи из личной жизни. 
“Когда я смотрю на свои снимки 60-х, в особенности те, что я делал для Harper’s Bazaar, меня преисполняет чувство восхищения, вызванное не столько их качеством, сколько той энергетикой, которой я тогда обладал. Была ли то эйфория молодости, которая заставляла меня вкладывать в работу так много себя самого, или же необычайно стимулирующая атмосфера журнала? Возможно, и то и другое, но первое важнее”, - делится своими рассуждениями Сьефф. “Это были годы, когда мы получали удовольствие от процесса фэшн-съемки, а не просто фотографировали одежду”. 

Работы Жан Лу Сьеффа находятся в собраниях крупнейших музеев мира: Центра Помпиду (Париж) / Centre Pompidou, Музея современного искусства (Париж) / Musée de l’Art Moderne, Музея Людвига (Кельн) / The Museum Ludwig. За свою почти полувековую карьеру Жан Лу Сьефф был удостоен престижнейших наград в области фотографии: Приза Ньепса / Prix Niepce (1959), Главного национального приза в области фотографии / Grand Prix National de la Photographie (1992), кроме того, в 1981 году Сьефф стал Кавалером французского Ордена Искусств и литературы / Chevalier des Arts et Lettres. 

Фотограф Jean Loup Sieff

Модный фотограф Жан Лу Сьефф

Модные фотографии Жан Лу Сьефф

Классика портретной фотографии: Жан Лу Сьефф

Фотограф Жан Лу Сьефф


Комментариев нет:

Отправить комментарий